О компании
+7 (904) 300 52 36
г. Челябинск, Свердловский тракт, дом 7/з офис 3
Пн-Пт: 8:00-17:00
Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Логин
Пароль
Войти как пользователь

Уверенные перспективы быстрого строительства. Практика применения ЛСТК в России

15 сен 2021
Пути развития ЛСТК в России «Сегодня технология ЛСТК используется везде, где нужно строить быстро, качественно и надежно, в частности, в государственных проектах», —отметил во вступительном слове К. Шарифуллин, генеральный директор компании ЛСТК-Урал, собравший на конференции на озере Тургояк в Челябинской области более 60 участников и примерно столько же зрителей, наблюдавших за мероприятием по интернет-трансляции. Поддержку проекту оказало областное Министерство строительства и инфраструктуры.
В 2020 г. ЛСТК оказались незаменимыми при возведении ковидных госпиталей. Эти технологии вообще применимы в здраво охранении (клиники, больницы, фельдшерско-акушерские пункты), в социальной сфере (школы, детские сады), в городской инфраструктуре. Есть успешные примеры их использования в жилищном строительстве.

Развитие этого направления происходило непросто. В Россию технология ЛСТК пришла в конце 1990-х — начале 2000-х годов из разных стран, напомнила Т. Назмеева, руководитель проектов Инженерного центра по направлению ЛСТК Ассоциации развития стального строительства (АРСС). Ее при несли к нам энтузиасты, подсмотревшие интересные решения в США, Швеции и даже в далекой Новой Зеландии.

Однако в России тогда не было ни нормативной базы для использования ЛСТК, ни опыта их применения. В результате технология развивалась, можно сказать, немного «подпольно» и шла к потребителю разными путями. Но люди учились, ездили за рубеж, создавали интересные проекты, в частности, в рамках программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Со временем технология приобрела популярность, и возникла необходимость по ее введению в нормативные рамки.

В технологиях ЛСТК существует два основных направления. Классика ЛСТК— каркасно-обшивные конструкции, представляющие собой набор конструкций, стен, перекрытий, которые заполняются утеплителем или пенобетоном и обшиваются различными покрытиями. Второе направление — стержневая технология, в рамках которой из ЛСТК изготовляются балки, колонны, ригели. Разные технологии требуют разных подходов к безопасности и огнестойкости.

Основные преимущества легких стальных тонкостенных конструкций заключаются в быстроте возведения объектов, всесезонности, прочности и качестве конструкций, поскольку они производятся в заводских условиях. ЛСТК имеют хорошую сочетаемость с другими технологиями, обеспечивают многовариантность отделки. Можно легко менять планировки квартир, в частности, для социального жилья.

Объемы стального строительства в России пока не
слишком велики, но они расширяются. Легкие
тонкостенные конструкции (ЛСТК) из оцинкованной
стали приобретают все большее распространение по
мере выстраивания нормативной базы и освоения
их возможностей строителями и
проектировщиками. О реальном применении ЛСТК
в строительстве шла речь на конференции
«Современные тенденции строительства
быстровозводимых зданий. Будущее и настоящее»,
прошедшей в рамках Уральского дискуссионного
клуба ЛСТК PRO.

Здания, построенные на основании ЛСТК, имеют высокую энергоэффективность, тепло-и звукоизоляцию, так как они фактически на 98% состоят из утеплителя. В результате получается реальная экономия.

Такие здания можно быстро построить, а затем разобрать и собрать на новом месте.
Наборы металлоконструкций и утеплителя легко доставлять в труднодоступные места, куда другие стройматериалы привезти было бы очень проблематично.

Благодаря легкости ЛСТК можно использовать для реконструкции культурных объектов, когда нет возможности нагрузить старинный фундамент. Эти конструкции хорошо сочетаются с другими материалами — с металлом, деревом и бетоном. Появляются композитные решения, гибридные технологии с монолитным бетоном или черным стальным каркасом из балок и профилей. С их использованием можно построить жилые здания до пяти этажей, социальные объекты, которые ни снаружи, ни изнутри не отличишь от кирпичных или бетонных.

Директор компании Тайм Стил (г. Дубна, Московская обл.) А. Панасенко рассказал, что его компания с 2008 г. применяет ЛСТК в жилищном строительстве. Первоначально эта технология воспринималась как альтернатива деревянному каркасному строительству. Затем начали возводить многоквартирные 3—5-этажные дома по программе переселения из ветхого жилья в пос. Темпы (Московская обл.) и небольшие здания, в том числе бизнес-класса. По словам А. Панасенко, дома, построенные по технологии Тайм Стил, прошли испытания морозами в Якутии и Забайкалье, снегопадами — в Южно-Сахалинске и ледяными дождями — в Подмосковье. В будущем компания планирует строить с применением ЛСТК целые кварталы, жилищные комплексы.

Впрочем, строительство — отрасль весьма консервативная. «ЛСТК — тема не очень популярная, — признал Д. Попов, директор ИЦ „СтройЭксперт“ из Екатеринбурга. —

Работаем с BIM, смотрим на применение различных современных инструментов, где есть нормы, правила, где уже реализованы решения. Все девелоперы строят на монолите, но есть примеры, где мы применяли металл. Когда приходит заказчик, ты берешь то, что знаешь, и делаешь, как умеешь. Но мы смотрим, как можно сделать лучше. Это важное конку рентное преимущество—иметь возможность предложить заказчику что-то новое, подходящее ему. Таким образом, ЛСТК делаем для заказчика — ему это должно быть нужно».

Действительно, клиенту надо предлагать не ЛСТК, а решение его проблем. Как говорит Д. Попов, девелоперу важно продать квартиру. А клиенту все равно, из чего построено: ему нужен продукт красивый и качественный, добавляет К. Шарифуллин. Для заказчиков зачастую важны неформальные связи, репутация, огласка. Один удачно реализованный проект, другой, а затем клиенты станут сами приходить к использованию ЛСТК.

«Дом из металла должен быть дешевле, тогда его построят, — заключает Д. Попов. — Сейчас это не так, но есть регионы, есть решения, где строительство из ЛСТК может быть эффективным. А это не всегда определяется только стоимостью материалов. Существуют и такие факторы, как логистика, строгий график по госпроектам. ЛСТК могут решать проблемы логистики, доставки, скорости, сборки».

В крупных городах ЛСТК имеют в основном нишевое применение — в паркингах, киосках, небольших торговых помещениях. Но зато эта технология очень востребована в регионах с суровым климатом и там, где есть проблемы с логистикой, с дорогами, куда трудно доставлять стройматериалы, где сложно реализовывать традиционные технологии строительства из кирпича, дерева, бетона. Как раз там всепогодность и легкость ЛСТК оказались очень кстати.

У СтройЭксперта и у других компаний есть опыт стального строительства в таких районах. Так, в проекте жилого комплекса в Ханты-Мансийске заказчик сознательно использовал это решение, поскольку все материалы и рабочие там привозные. Дорогая аренда жилья для строителей, высокие расходы на транспортировку стройматериалов —намного большие, чем когда надо доставить только утеплитель и ЛСТК, обеспечили конкурентоспособность стального решения.

Еще один значимый проект, реализованный проектной мастерской Item, — строительство школы и детского сада в Магадане, где за постсоветский период полностью исчез строительный рынок как таковой. Добраться туда можно только самолетом или морем. Транспортировка стройматериалов возможна из Владивостока. Между тем области очень нужны социальные объекты, чтобы уменьшить отток населения.

Как рассказал архитектор из Item А. Софронов, ЛСТК были оптимальным решением, так как позволяли построить здание в нужные сроки и с требуемым качеством. Например, школа площадью 21 тыс. м2 представляла собой очень сложный объект.
Сложная планировка, различные требования для некоторых частей здания, потому как школа сочетает в себе много функций (спорт, питание, занятия). Многие элементы имеют разные требования по огнестойкости. Каркас здания был выполнен из черного металла, стены, перекрытия, перегородки — из ЛСТК, аквапанелей и гипсокартона. В качестве перекрытий использовался профлист, заполнение производилось легким бетоном, поскольку в школе нельзя применять насыпной материал.

Стальное строительство в законе
Те, кто используют ЛСТК, обычно положительно отзываются об опыте их применения. Но с одним очень важным условием: для конструкций из ЛСТК критически важно качественное проектирование и соблюдение технологий, особенно при заполнении утеплителем. Именно некачественные проектирование и монтаж создали негативный имидж ЛСТК, из-за чего некоторые клиенты имеют предубеждения против них, а в отдельных сферах их применение не одобряется государственными органами. Однако ситуация в этом плане в последнее время улучшается.

Прежде всего, ЛСТК сегодня находятся в правовом поле. За последние годы значительно развилась нормативная база. Раньше участники этого рынка должны были использовать технические условия, рекомендации производителей, но в 2018 г. вышел СП 260 «Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила проектирования», который фактически легализовал эти конструкции. К настоящему времени создан большой пул нормативной базы. Есть ГОСТы, Своды правил, которые упорядочивают проектирование и производство конструкций.

Проблемным остается только СП 28 «Защита строительных конструкций от коррозии».
Но здесь, по словам Т. Назмеевой, ведется работа. У нас пока действуют старые советские стандарты, которые были рассчитаны на очень тяжелые среды, фактически на работу в условиях промзоны. Поэтому конструкциям требовалась серьезная защита, что приводило к увеличению затрат. С тех времен климат из менился. Стало больше осадков, меньше выбросов, в большинстве городов уже не топят углем, но требования не остались прежними. Надо привести нормы по коррозии к стандартам ISO. Новый ГОСТ на оцинкованный прокат от 2020 г. учитывает мировой опыт, новые виды покрытий, которые можно будет применять в агрессивных средах.

Очень важную роль в развитии отрасли ЛСТК сыграл ГОСТ Р 58774-2019 «Стены на
ружные каркасно-обшивные самонесущие (КОС) и ненесущие с каркасом из стальных
холодногнутых оцинкованных профилей», вступивший в действие в 2020 г. Задача стандарта заключается в разработке единых требований к стенам наружным КОС, обеспечивающим безопасность и высокие эксплуатационные характеристики, современный уровень энергоэффективности.

В начале 2021 г. обновился ГОСТ 23118 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия». Причем если раньше нормотворческие процессы шли снизу, от отрасли, то теперь Минстрой России сам инициирует создание нормативной базы для
ЛСТК.

Как говорит Т. Назмеева, на качество здания влияет очень много факторов. Прежде всего, качество обшивок. Надо, чтобы производители ЛСТК сотрудничали с их поставщиками и создавали совместные решения. В АРСС проведены серьезные исследования по огнестойкости, планируется проведение исследований по сейсмостойкости. Эти НИОКР позволят включить ЛСТК в Своды правил по сейсмике, что даст возможность освоить новые территории. 

Впрочем, по словам А. Софронова, если конструктивные решения (кроме сейсмики) описаны нормативными требованиями, то в части пожарной безопасности есть серьезный пробел. При реализации проекта строитель ства школы в Магадане приходилось использовать разные виды утеплителя, в том числе разных производителей — так проводились конкретные испытания. Нужно комплексное решение.

Серьезной, можно даже сказать, главной проблемой для отрасли остаются кадры. Применение ЛСТК требует определенной подготовки проектировщиков в вузах, что на текущий момент не слишком распространено и держится в основном на отдельных энтузиастах. В 2018 г. в АРСС появилось направление ЛСТК, которое развивается при поддержке металлургических комбинатов. Очень полезными могут стать встречи производителей ЛСТК, где можно не только обменяться идеями и практиками, но и довести свою позицию до меткомбинатов.

Отрасль продолжает развиваться, осваивать новые направления. Так, по словам С. Черткова, директора краснодарской компании Роял Системс, Новолипецкий металлургический комбинат осваивает производство оцинкованного листа толщиной 3 мм, из которого можно изготавливать ЛСТК для больших пролетов. Здесь уже потребуются болтовые соединения.

Популярность набирают гибридные конструкции. Сочетание ЛСТК и каркаса из бетона или черного металла дает возможность возводить объекты жилого фонда, социальной сферы и инфраструктуры. Данные решения предусматривают обшивные стены из ЛСТК и каркас, перекрытия на основе холодногнутых профилей. Это полностью сухие перекрытия — отсутствуют мокрые процессы, стяжка, штукатурные растворы, что по зволяет строить вне зависимости от сезона. По словам Т. Назмеевой, готовится ГОСТ на такие конструкции.

Следующим очень перспективным направлением являются модульные конструкции (префабы). Здесь может быть любая степень заводской готовности, вплоть до строительства под ключ. Они востребованы крупными девелоперами. Планируется даже разработка СП. Некоторые российские компании уже осваивают поставки для клиентов наборов металлоконструкций с монтажными схемами и инструкциями, сами же компании осуществляют шефмонтаж.

Модульное строительство широко распространено в Китае. Работы со строительной площадки уходят на завод, что обеспечивает более высокое качество, контроль процессов и безопасность труда. В западных странах по добные решения реализуются с 1950-х годов. Отработаны все детали, в частности, крепления уголков. У нас же пока больше распространена «кустарщина» Проектировщики каждый раз что-то придумывают, тогда как нужны стандартные, массовые, типовые решения.

ОБЗОР ПОДГОТОВИЛ ВИКТОР ТАРНАВСКИЙ // ИИС “Металлоснабжение и сбыт”